Российский лоукостер «Победа» полностью отменил бесплатную норму провоза багажа на международных рейсах. Пассажирам предлагается заплатить как за сумку в салоне, так и за сдачу чемодана в багаж на регистрации. За сумку 10 кг в салоне самолета необходимо заплатить 999 руб. на каждом сегменте полета, за чемодан 20 кг в багажном отсеке — 1499 руб. за сегмент, то есть провоз чемодана «туда-обратно» обойдется почти в 3 тыс. руб.
Даже пакет из дьюти-фри можно будет пронести в салон самолета только при условии оплаты 700 руб., или €10, за каждый сегмент.
Бесплатно на всех рейсах (международных и внутрироссийских) в салон самолета можно пронести только: дамскую сумочку или портфель; папку для бумаг; зонтик; трость; букет цветов; верхнюю одежду; печатные издания; детское питание для ребенка; сотовый телефон; фотоаппарат; видеокамеру; портативный компьютер; костюм в портпледе; детскую люльку при перевозке ребенка; костыли, носилки или кресло-коляску при перевозке пассажира с ограниченной подвижностью. При этом запрещается проносить эти предметы в пакете — надо либо заплатить, либо пронести без пакета, поскольку вышеуказанный список составлен в соответствии с ФАП, а в них не упоминается слово «пакет».
Такие правила провоза ручной клади в салоне самолета управление Роспотребнадзора по Тюменской области посчитало незаконными и выдало предписание устранить это нарушение. «Победа» не согласилась с решением регионального ведомства и обратилась в областной арбитражный суд. Но и суд 12 ноября отказал лоукостеру в обжаловании предписания Роспотребнадзора.
В отличие от международных полетов, на внутренних рейсах «Победа» имеет бесплатную норму багажа — не более 10 кг, и он должен быть сдан на регистрации в багажный отсек. В остальном тарифы на внутренних и международных рейсах идентичны: за 10 кг в салоне самолета нужно доплатить 999 руб., за чемодан более 10 кг, но менее 20 кг — 1499 руб.
При этом за провоз багажа при оплате в аэропорту придется отдать больше, чем если платить заранее, во время бронирования авиабилета. Так, пронос сумки весом не более 10 кг в салон самолета стоит 1,5 тыс. руб. при оплате на стойке регистрации в аэропорту и 2 тыс. руб. — у выхода на посадку.
Отказ авиакомпании от какой-либо бесплатной нормы провоза багажа на международных рейсах противоречит Федеральным авиационным правилам ФАП-82.
Согласно действующим общим положениям, каждый пассажир воздушного судна имеет право на норму бесплатного провоза багажа в размере не менее 10 кг. «Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок», — гласит закон.
Российские перевозчики обязаны принять к перевозке багаж в пределах нормы бесплатного провоза багажа, уточнили «Газете.Ru» в Росавиации. При сертификации авиакомпании, которую они проходят с целью получить разрешение на осуществление деятельности, авиаперевозчики соглашаются с пунктом, в котором говорится, что они соблюдают требования ФАП-82.
Внутренние правила авиакомпании не могут противоречить государственным нормам, уточнил в разговоре с «Газетой.Ru» источник в авиационной отрасли. «Отказ от перевозки такого багажа — это несоблюдение требований национального воздушного законодательства», — заключил собеседник.
На международных рейсах авиакомпании «Победа» действуют те же правила провоза багажа, что и на внутрироссийских. Однако учитывая заинтересованность пассажиров в приобретении товаров Duty Free, авиакомпания «Победа» предлагает специальный тариф на провоз пакетов Duty Free. Для полета из РФ — 700 руб., для остальных аэропортов — €10», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе авиакомпании.
Плата за багаж — наиболее частый пункт в списке дополнительных сборов как у бюджетных авиакомпаний, так и для lowcost-тарифов авиаперевозчиков в целом.
Однако у иностранных лоукостеров редко встречаются доплаты за провоз багажа в салоне самолета или за пронос пакета с покупками из магазина беспошлинной торговли. И практически не встречаются случаи полного запрета на бесплатную норму провоза багажа. «Газета.Ru» изучила внутренние правила нескольких наиболее популярных в мире бюджетных авиаперевозчиков.
Например, английская бюджетная авиакомпания easyJet, которая пока что осуществляет рейсы между Москвой и Лондоном, предлагает два тарифных плана по покупке билетов — «стандарт» и «флекси». Самые дешевые билеты по тарифу «стандарт» предполагают бесплатный провоз в салоне самолета багажа габаритами не более 56x45x25 см (включая колеса, карманы и ручки), при этом вес может быть любым, но в «разумных пределах, т.е. пассажир должен быть в состоянии без посторонней помощи безопасно разместить и снять ручную кладь с полки, расположенной над креслами пассажиров», уточняется во внутренних правилах авиакомпании. За то, чтобы сдать багаж весом до 20 кг на регистрации, необходимо заплатить €16–29 при предварительной оплате и €40–55 в случае оплаты в аэропорту.
Стандартный тариф ирландской Ryanair позволяет бесплатно взять в салон самолета багаж весом до 10 кг и габаритами не более 50х40х20 см. За дополнительные 15 кг багажа, которые можно будет сдать в багажный отсек самолета, лоукостер требует оплату в размере €15–25 при оплате онлайн и €30–50 при оплате в аэропорту на стойке регистрации.
Венгерско-польский лоукостер Wizz Air также предлагает своим клиентам два тарифа — «базовый» и тариф «плюс». Первый включает в себя перевозку пассажира, одно место мелкой ручной клади, размер которой не превышает 42х32х25 см и весом до 10 кг. За дополнительные 10 кг в ручной клади перевозчик требует заплатить €10–18 при оплате заранее и €40 при оплате в аэропорту, чемодан весом 23 кг, который будет сдан в багажный отсек, обойдется пассажиру в дополнительные €15–45 (если платить заранее) и €55 при оплате в аэропорту. Сайт авиакомпании, как и порталы других лоукостеров, каждый раз «заботливо» уточняет, хватит ли пассажиру бесплатного места, напоминая, что в случае превышений по измерениям платить за вещи придется уже в аэропорту.